![]() |
|
Рекомендовать что-либо будущему судовладельцу, живущему в России, — занятие непростое. Какую купить яхту — моторную или парусную, скоростную или тихоходную, из стеклопластика или металла, наконец, большую или маленькую… У каждого варианта есть свои преимущества для тех или иных задач или обстоятельств, а учитывая обилие российских внешних и внутренних акваторий с очень разными климатическими и гидрологическими условиями, разнообразием местных традиций и предпочтений, каждую конкретную ситуацию лучше рассматривать отдельно. Тем не менее поговорить на эту тему стоит: есть ряд общих вопросов, в которых полезно ориентироваться.
Возможно, вопросов в этой статье больше, чем ответов, но, правильно сформулированные, они помогут вам при покупке лодки сделать верный выбор.
Лодки часто покупают «по зову сердца»; впрочем, это не означает, что сделать логичный и взвешенный выбор невозможно. Только помните: отправляясь в поисках лодки на крупную выставку или погружаясь в Интернет, легко потерять голову. Именно так, случайно, становятся владельцами неподходящих судов: от требующих серьезного ремонта винтажных лодок до экзотических катеров. Вместо того чтобы потом пытаться вписать однажды понравившуюся лодку в имеющиеся обстоятельства, постарайтесь сразу сузить круг ключевых параметров поиска. Где вы будете эксплуатировать судно? Как часто и каким образом? Готовы ли вы заплатить не только за собственно яхту или катер, но и оплачивать текущие расходы, которые эта покупка неизбежно за собой повлечет?
В первую очередь следует для себя
сформулировать, зачем вам лодка —
для рыбалки, отдыха в выходные дни,
путешествий или всего вместе
и сразу. Определитесь, планируете ли
вы долгие походы или
предполагаются максимум ночь-две
на борту. Далее оцените возможное
количество пассажиров — вы один,
с товарищем, со всей семьей…
Ответы уже на эти вопросы помогут
вам существенно сузить сектор
поиска «идеальной» лодки. Для
относительно долгих походов
выбирайте полноценный
круизер с закрытой рубкой,
каютами, санузлами
и камбузом — хотя бы
и компактным. Для коротких
плаваний и рыбалки будет
достаточно спортивной лодки —
полностью открытой или
с небольшой рубкой-убежищем
в носу. Если вы понимаете, что
вам часто предстоит выходить
на воду без пассажиров,
способных помочь со швартовкой или
в других ситуациях, то ищите лодку,
с которой управитесь самостоятельно.
Обычно длина такого судна, вне
зависимости от типа, не превышает
8–9 м. С катером больших размеров
в одиночку справиться гораздо
труднее, особенно при швартовке
в плохую погоду.
Мореходные возможности лодки —
еще одно граничное условие.
Обширные, но мелководные
акватории (вроде подмосковных
водохранилищ) идеальны для
небольших одномоторных лодок
спортивного типа, оснащенных
подвесником или поворотно-откидной
колонкой. Их можно регулировать для
малых глубин, что позволит вам
уверенно забираться в места,
недоступные для судов с большей
осадкой. Если же перед вами открытое
море или большое озеро и вы
планируете долгие походы, лучше
выбрать круизер покрупнее, с парой
стационарных двигателей — такие суда
и мореходнее, и комфортабельнее,
и надежнее. Имеет смысл разузнать,
какой самый популярный тип лодок
в местных маринах, посоветоваться
с людьми, которые держат там лодки.
На лодку, конечно, придется
потратиться. Но эти расходы в какой-то
мере возвращаются в виде бодрости,
оптимизма, энергетики и той
особенной свободы, которую дает
обладание лодкой.
Если вы нацелены на новую лодку, —
обращайтесь к дилерам верфей.
В поисках бывшего в эксплуатации
судна просмотрите объявления
на последних страницах яхтенных
журналов, поищите в Интернете:
русскоязычные и иностранные сайты
предлагают массу вариантов на любой
кошелек. При покупке лодки
на вторичном рынке имеет смысл
прицениваться к тем, что находятся
в приличном состоянии и готовы
к немедленной эксплуатации.
К предложениям, в которых
сообщается, что судну требуется
«небольшой ремонт», следует
относиться с максимальной
осторожностью: можно сэкономить
при покупке, но потом потратить
столько же
или
больше. И, полагаем, даже при
наличии достаточных средств не стоит
сразу «падать» на большую лодку —
начните с малого.
Есть такое уравнение:
Реальная цена лодки = Стоимость
покупки + Годовые издержки.
Его смысл в том, что учитывать
следует не только цену самой лодки,
но и другие расходы, которые
неизбежно ложатся на плечи
судовладельца: ее дооборудование,
обслуживание и ремонт, топливо,
страховка, налоги, оплата стоянки
и зимнего хранения. О том, почему
такие вопросы стоит рассмотреть
подробнее, задумываются не все
и не всегда. Но, возвращаясь к цене
собственно лодки, следует учесть
и такое обстоятельство. При покупке
лодки в России вы просто заплатите
ее стоимость, в которую, скорее всего,
НДС уже включен. Приобретая лодку
за границей, помимо цены вам
предстоит сделать при ввозе судна
в Россию совокупный платеж,
составляющий почти 42 % стоимости
лодки (НДС, таможенная пошлина
и сборы).
О месте стоянки вашего судна стоит задуматься еще до покупки. Оборудованные марины и яхт-клубы есть далеко не в каждом городе, цены в них сильно разнятся в зависимости от региона и того сервиса, который вам готовы предоставить или, что чаще, НЕ предоставить. Чтобы определиться с ценой, стоит обратиться напрямую в яхт-клуб: иногда длинные прайс-листы имеют множество нюансов, начиная с габаритов лодки и заканчивая конкретным местом швартовки. Чем больше лодка — тем выше цена за «погонный метр». Например, в московских яхт-клубах месяц стоянки 7-метрового катера обойдется в 24 000 руб. (Пирогово) или $3 в сутки за метр длины корпуса (Royal Yacht Club). В Речном яхт-клубе Санкт-Петербурга базовая стоимость стоянки — 1400 руб. за метр длины в месяц — также варьируется в зависимости от размеров судна и конкретного места в марине. В регионах цены ниже: например, в Саратове годовой пакет услуг для катера длиной 6–7 м оценивается в 66 000 руб. (яхт-клуб «Наша гавань»). Отдельно оговаривается зимнее хранение: в теплом эллинге или просто на берегу под тентом, с обогревом или без. Открытая зимняя стоянка в Речном яхт-клубе еще недавно стоила от 170 до 350 руб. за кв. м судна, а в ангаре — от 450 до 700 руб. Особое внимание обратите на обеспечение охраны на стоянке и пункт в договоре об ответственности компании, владеющей стоянкой, за вашу лодку в случае ее пропажи или порчи. И наконец, если вы живете у воды и хотите иметь собственный плавучий причал, то на самый простой понтон с пластиковыми поплавками и деревянным настилом (6*2 м) придется потратить порядка 80 000 руб.
Если размеры судна позволяют,
то можно использовать специальный
трейлер, хранить лодку в гараже или
на автостоянке и перевозить туда, куда
позволяют дороги. Плюсы: экономия
средств, возможность использовать
лодку в разных акваториях, простота
обслуживания (вы в состоянии сами
доставить судно в сервис).
Из неудобств: частый спуск/подъем
лодки, необходимость обслуживать
и где-то хранить трейлер (пока лодка
на воде), наконец, чтобы таскать
за собой прицеп (а это сомнительное
удовольствие), желателен мощный
внедорожник. К тому же вам придется
озаботиться получением прав
категории «Е» и зарегистрировать
трейлер.
Примерная стоимость трейлера
(в зависимости от длины лодки)
• 5 м — 40 000–70 000 руб
• 9 м — 150 000–180 000 руб.
В России, как и во многих других
странах, законодательство
не предусматривает обязательного
страхования судна. Однако фактически
во многих случаях страховка
становится абсолютно необходимой.
Например, если вы решили, что ваше судно будет стоять в марине или
яхт-клубе, от вас как минимум
потребуют застраховать
гражданскую ответственность
за возможный ущерб судам
и имуществу третьих лиц. Если
в покупке вашей лодки
участвовал банк, полное
страхование (включая КАСКО)
также становится
обязательным.
Ориентировочный размер
годовой страховой премии
составляет от одного до пяти
процентов. На величину
страховки влияют: стоимость,
возраст и тип судна; район
и характер эксплуатации;
условия и территория зимнего
хранения; объем страхового покрытия.
Заметный разброс цен обусловлен
еще и разнообразием предложений:
страхуют не только обычные
эксплуатационные риски (авария,
затопление, пожар и т. п.),
но и перевозку судна, спуск/подъем
и даже участие в соревнованиях.
Хорошенько освоив управление
собственной лодкой, вы сможете
получить от нее гораздо больше
удовольствия.
Требования к судоводителям
в разных странах сильно различаются.
В России для управления маломерным
судном вы обязаны иметь удостоверение судоводителя
соответствующей категории, которые
выдает ГИМС МЧС. Вы можете пройти
обучение в любой из яхтенных школ
(их в стране уже немало, стоимость
курса 5000–10 000 руб.), а потом,
вооружившись справкой об окончании
курсов (и медицинской справкой),
прийти в ГИМС для демонстрации
своих знаний и навыков. Если
вы планируете «вылазки» за границу
на своей лодке, то полезно знать, что
в некоторых европейских странах
права не требуются, если ваше судно
в длину не превышает 20 м (24 м)
и не используется для чартера.
Если вы хотите иметь международные
права, действительные практически
по всему миру и обязательные для
чартера, их можно получить,
например, в британской RYA (Royal
Yachting Association). Для этого
не обязательно ехать в Англию — школ
RYA много на Средиземноморье: загляните на rya.org.uk, чтобы выбрать
подходящую. В России школ,
лицензированных RYA, пока нет,
а «права», выдаваемые этой
организацией, официально
не признаются. Однако выход
существует. Как нас заверили в ГИМС,
достаточно принести «права» RYA,
пройти собеседование с инспектором
и, если ваш уровень знаний будет
признан удовлетворительным, получить
российское удостоверение.
Рано или поздно перед вами
неминуемо встанет вопрос текущего
(гарантийного и постгарантийного)
обслуживания и, возможно, ремонта
вашего судна и двигателя.
С подвесными моторами дело обстоит
неплохо — дистрибьюторы и дилеры
ведущих брендов располагают
в России сетью сервисных центров,
нет проблем и с запчастями. А вот
перед тем как купить яхту со стационарным мотором стоит
поинтересоваться, есть ли в вашем
регионе сертифицированные
специалисты и как осуществляется
ремонт. Но и при отсутствии
поблизости такой компании
расстраиваться не обязательно:
некоторые фирмы по звонку клиента
направляют к нему специалистов
из Москвы, Петербурга и других
городов. Стоимость обслуживания и ремонта
стационарного мотора, как правило,
выше по сравнению с подвесным
той же мощности. При желании
сэкономить и использовать
неоригинальные детали следует
помнить, что есть опасность лишиться
гарантии на двигатель.
Теперь, когда у вас есть
представление о предмете
и приблизительных ценах
на содержание катера длиной
6–9 метров, самое время тщательно
подумать и оценить, насколько ваши
желания соответствуют вашим
возможностям. Если вы понимаете,
что будете проводить на борту всего
10–15 дней в году, то, возможно,
лучшим решением будет вместо
покупки собственного катера брать
лодку в аренду, экономя деньги
и нервы. Но если вы не мыслите себя
без воды и готовы к приобретению
своей первой моторной лодки, —
самое время перейти к рассмотрению
конкретных моделей.
Итак, вы все же решили изменить свою жизнь и купить яхту. Впереди вас ждет непростой, но интересный, полный событий и впечатлений путь. Ступив на него, вы год за годом будете обретать опыт и навыки мореплавания. Выбор первой лодки в чем-то легче, а в чем-то труднее последующих, но всегда особенно важен: в зависимости от того, как у вас все сложится, вы либо станете человеком моря, либо… На суше ведь тоже можно жить! Неуемное желание поскорее встать за штурвал при недостатке знаний часто приводит к покупке случайной лодки, о чем вскоре начинаешь жалеть.
Текст Антон Черкасов, Ольга Селезнева Фото MBY, iStockphoto, Corbis Images