Зарегистрироваться / Восстановить пароль
Ошибка входа (проверьте логин и пароль)
Зарегистрироваться / Вернуть форму входа
Ошибка восстановления (проверьте email)
Как

купить яхту

Рекомендовать что-либо будущему судовладельцу, живущему в России, — занятие непростое. Какую купить яхту — моторную или парусную, скоростную или тихоходную, из стеклопластика или металла, наконец, большую или маленькую… У каждого варианта есть свои преимущества для тех или иных задач или обстоятельств, а учитывая обилие российских внешних и внутренних акваторий с очень разными климатическими и гидрологическими условиями, разнообразием местных традиций и предпочтений, каждую конкретную ситуацию лучше рассматривать отдельно. Тем не менее поговорить на эту тему стоит: есть ряд общих вопросов, в которых полезно ориентироваться.

Возможно, вопросов в этой статье больше, чем ответов, но, правильно сформулированные, они помогут вам при покупке лодки сделать верный выбор.

НЕ ТОРОПИТЕСЬ С ВЫБОРОМ

Лодки часто покупают «по зову сердца»; впрочем, это не означает, что сделать логичный и взвешенный выбор невозможно. Только помните: отправляясь в поисках лодки на крупную выставку или погружаясь в Интернет, легко потерять голову. Именно так, случайно, становятся владельцами неподходящих судов: от требующих серьезного ремонта винтажных лодок до экзотических катеров. Вместо того чтобы потом пытаться вписать однажды понравившуюся лодку в имеющиеся обстоятельства, постарайтесь сразу сузить круг ключевых параметров поиска. Где вы будете эксплуатировать судно? Как часто и каким образом? Готовы ли вы заплатить не только за собственно яхту или катер, но и оплачивать текущие расходы, которые эта покупка неизбежно за собой повлечет?

МОДЕЛЬ ПОЛЬЗОВАНИЯ И АКВАТОРИЯ

В первую очередь следует для себя сформулировать, зачем вам лодка — для рыбалки, отдыха в выходные дни, путешествий или всего вместе и сразу. Определитесь, планируете ли вы долгие походы или предполагаются максимум ночь-две на борту. Далее оцените возможное количество пассажиров — вы один, с товарищем, со всей семьей… Ответы уже на эти вопросы помогут вам существенно сузить сектор поиска «идеальной» лодки. Для относительно долгих походов выбирайте полноценный круизер с закрытой рубкой, каютами, санузлами и камбузом — хотя бы и компактным. Для коротких плаваний и рыбалки будет достаточно спортивной лодки — полностью открытой или с небольшой рубкой-убежищем в носу. Если вы понимаете, что вам часто предстоит выходить на воду без пассажиров, способных помочь со швартовкой или в других ситуациях, то ищите лодку, с которой управитесь самостоятельно. Обычно длина такого судна, вне зависимости от типа, не превышает 8–9 м. С катером больших размеров в одиночку справиться гораздо труднее, особенно при швартовке в плохую погоду. Мореходные возможности лодки — еще одно граничное условие. Обширные, но мелководные акватории (вроде подмосковных водохранилищ) идеальны для небольших одномоторных лодок спортивного типа, оснащенных подвесником или поворотно-откидной колонкой. Их можно регулировать для малых глубин, что позволит вам уверенно забираться в места, недоступные для судов с большей осадкой. Если же перед вами открытое море или большое озеро и вы планируете долгие походы, лучше выбрать круизер покрупнее, с парой стационарных двигателей — такие суда и мореходнее, и комфортабельнее, и надежнее. Имеет смысл разузнать, какой самый популярный тип лодок в местных маринах, посоветоваться с людьми, которые держат там лодки.

РАСХОДЫ

На лодку, конечно, придется потратиться. Но эти расходы в какой-то мере возвращаются в виде бодрости, оптимизма, энергетики и той особенной свободы, которую дает обладание лодкой. Если вы нацелены на новую лодку, — обращайтесь к дилерам верфей. В поисках бывшего в эксплуатации судна просмотрите объявления на последних страницах яхтенных журналов, поищите в Интернете: русскоязычные и иностранные сайты предлагают массу вариантов на любой кошелек. При покупке лодки на вторичном рынке имеет смысл прицениваться к тем, что находятся в приличном состоянии и готовы к немедленной эксплуатации. К предложениям, в которых сообщается, что судну требуется «небольшой ремонт», следует относиться с максимальной осторожностью: можно сэкономить при покупке, но потом потратить столько же или больше. И, полагаем, даже при наличии достаточных средств не стоит сразу «падать» на большую лодку — начните с малого. Есть такое уравнение: Реальная цена лодки = Стоимость покупки + Годовые издержки. Его смысл в том, что учитывать следует не только цену самой лодки, но и другие расходы, которые неизбежно ложатся на плечи судовладельца: ее дооборудование, обслуживание и ремонт, топливо, страховка, налоги, оплата стоянки и зимнего хранения. О том, почему такие вопросы стоит рассмотреть подробнее, задумываются не все и не всегда. Но, возвращаясь к цене собственно лодки, следует учесть и такое обстоятельство. При покупке лодки в России вы просто заплатите ее стоимость, в которую, скорее всего, НДС уже включен. Приобретая лодку за границей, помимо цены вам предстоит сделать при ввозе судна в Россию совокупный платеж, составляющий почти 42 % стоимости лодки (НДС, таможенная пошлина и сборы).

СТОЯНКА

О месте стоянки вашего судна стоит задуматься еще до покупки. Оборудованные марины и яхт-клубы есть далеко не в каждом городе, цены в них сильно разнятся в зависимости от региона и того сервиса, который вам готовы предоставить или, что чаще, НЕ предоставить. Чтобы определиться с ценой, стоит обратиться напрямую в яхт-клуб: иногда длинные прайс-листы имеют множество нюансов, начиная с габаритов лодки и заканчивая конкретным местом швартовки. Чем больше лодка — тем выше цена за «погонный метр». Например, в московских яхт-клубах месяц стоянки 7-метрового катера обойдется в 24 000 руб. (Пирогово) или $3 в сутки за метр длины корпуса (Royal Yacht Club). В Речном яхт-клубе Санкт-Петербурга базовая стоимость стоянки — 1400 руб. за метр длины в месяц — также варьируется в зависимости от размеров судна и конкретного места в марине. В регионах цены ниже: например, в Саратове годовой пакет услуг для катера длиной 6–7 м оценивается в 66 000 руб. (яхт-клуб «Наша гавань»). Отдельно оговаривается зимнее хранение: в теплом эллинге или просто на берегу под тентом, с обогревом или без. Открытая зимняя стоянка в Речном яхт-клубе еще недавно стоила от 170 до 350 руб. за кв. м судна, а в ангаре — от 450 до 700 руб. Особое внимание обратите на обеспечение охраны на стоянке и пункт в договоре об ответственности компании, владеющей стоянкой, за вашу лодку в случае ее пропажи или порчи. И наконец, если вы живете у воды и хотите иметь собственный плавучий причал, то на самый простой понтон с пластиковыми поплавками и деревянным настилом (6*2 м) придется потратить порядка 80 000 руб.

ТРЕЙЛЕР

Если размеры судна позволяют, то можно использовать специальный трейлер, хранить лодку в гараже или на автостоянке и перевозить туда, куда позволяют дороги. Плюсы: экономия средств, возможность использовать лодку в разных акваториях, простота обслуживания (вы в состоянии сами доставить судно в сервис). Из неудобств: частый спуск/подъем лодки, необходимость обслуживать и где-то хранить трейлер (пока лодка на воде), наконец, чтобы таскать за собой прицеп (а это сомнительное удовольствие), желателен мощный внедорожник. К тому же вам придется озаботиться получением прав категории «Е» и зарегистрировать трейлер. Примерная стоимость трейлера (в зависимости от длины лодки) • 5 м — 40 000–70 000 руб • 9 м — 150 000–180 000 руб.

СТРАХОВКА

В России, как и во многих других странах, законодательство не предусматривает обязательного страхования судна. Однако фактически во многих случаях страховка становится абсолютно необходимой. Например, если вы решили, что ваше судно будет стоять в марине или яхт-клубе, от вас как минимум потребуют застраховать гражданскую ответственность за возможный ущерб судам и имуществу третьих лиц. Если в покупке вашей лодки участвовал банк, полное страхование (включая КАСКО) также становится обязательным. Ориентировочный размер годовой страховой премии составляет от одного до пяти процентов. На величину страховки влияют: стоимость, возраст и тип судна; район и характер эксплуатации; условия и территория зимнего хранения; объем страхового покрытия. Заметный разброс цен обусловлен еще и разнообразием предложений: страхуют не только обычные эксплуатационные риски (авария, затопление, пожар и т. п.), но и перевозку судна, спуск/подъем и даже участие в соревнованиях.

ОБУЧЕНИЕ

Хорошенько освоив управление собственной лодкой, вы сможете получить от нее гораздо больше удовольствия. Требования к судоводителям в разных странах сильно различаются. В России для управления маломерным судном вы обязаны иметь удостоверение судоводителя соответствующей категории, которые выдает ГИМС МЧС. Вы можете пройти обучение в любой из яхтенных школ (их в стране уже немало, стоимость курса 5000–10 000 руб.), а потом, вооружившись справкой об окончании курсов (и медицинской справкой), прийти в ГИМС для демонстрации своих знаний и навыков. Если вы планируете «вылазки» за границу на своей лодке, то полезно знать, что в некоторых европейских странах права не требуются, если ваше судно в длину не превышает 20 м (24 м) и не используется для чартера. Если вы хотите иметь международные права, действительные практически по всему миру и обязательные для чартера, их можно получить, например, в британской RYA (Royal Yachting Association). Для этого не обязательно ехать в Англию — школ RYA много на Средиземноморье: загляните на rya.org.uk, чтобы выбрать подходящую. В России школ, лицензированных RYA, пока нет, а «права», выдаваемые этой организацией, официально не признаются. Однако выход существует. Как нас заверили в ГИМС, достаточно принести «права» RYA, пройти собеседование с инспектором и, если ваш уровень знаний будет признан удовлетворительным, получить российское удостоверение.

СЕРВИС

Рано или поздно перед вами неминуемо встанет вопрос текущего (гарантийного и постгарантийного) обслуживания и, возможно, ремонта вашего судна и двигателя. С подвесными моторами дело обстоит неплохо — дистрибьюторы и дилеры ведущих брендов располагают в России сетью сервисных центров, нет проблем и с запчастями. А вот перед тем как купить яхту со стационарным мотором стоит поинтересоваться, есть ли в вашем регионе сертифицированные специалисты и как осуществляется ремонт. Но и при отсутствии поблизости такой компании расстраиваться не обязательно: некоторые фирмы по звонку клиента направляют к нему специалистов из Москвы, Петербурга и других городов. Стоимость обслуживания и ремонта стационарного мотора, как правило, выше по сравнению с подвесным той же мощности. При желании сэкономить и использовать неоригинальные детали следует помнить, что есть опасность лишиться гарантии на двигатель. Теперь, когда у вас есть представление о предмете и приблизительных ценах на содержание катера длиной 6–9 метров, самое время тщательно подумать и оценить, насколько ваши желания соответствуют вашим возможностям. Если вы понимаете, что будете проводить на борту всего 10–15 дней в году, то, возможно, лучшим решением будет вместо покупки собственного катера брать лодку в аренду, экономя деньги и нервы. Но если вы не мыслите себя без воды и готовы к приобретению своей первой моторной лодки, — самое время перейти к рассмотрению конкретных моделей.

 

Выбор за вами!

Итак, вы все же решили изменить свою жизнь и купить яхту. Впереди вас ждет непростой, но интересный, полный событий и впечатлений путь. Ступив на него, вы год за годом будете обретать опыт и навыки мореплавания. Выбор первой лодки в чем-то легче, а в чем-то труднее последующих, но всегда особенно важен: в зависимости от того, как у вас все сложится, вы либо станете человеком моря, либо… На суше ведь тоже можно жить! Неуемное желание поскорее встать за штурвал при недостатке знаний часто приводит к покупке случайной лодки, о чем вскоре начинаешь жалеть.

Текст Антон Черкасов, Ольга Селезнева Фото MBY, iStockphoto, Corbis Images